Во вторую неделю Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, великого византийского богослова, исихаста, защитника учения о Божественных нетварных энергиях и Фаворском свете.
Святитель Григорий родился на рубеже 13-го и 14-го веков, жил незадолго до падения Константинополя под турецко-османское иго. После себя святитель оставил богатое наследие: проповеди, полемические трактаты, богословские труды, которые по своей значимости позволяют именовать автора вселенским учителем, вклад которого в православное вероучение для всей полноты Вселенской Православной Церкви имеет исключительное, догматическое значение.
Постараемся кратко изложить учение святителя Григория о сущности и энергии Бога.
Бога нельзя отождествлять только с Его Сущностью, ибо Моисею на Синае Бог не сказал: «Я есть Сущность», — но: «Я есть Сущий» (Исх. 3, 14). Сущность заключена в Сущем, а не наоборот. Итак, в Боге, кроме Сущности, различаются еще Три Лица и природная энергия. Вечность (нетварность) Божественной энергии святитель Григорий обосновывает так: если бы Бог не имел ведения, предведения, творчества, Промысла, действия и т. д., то Он не был бы Богом. Или если бы силы эти приобрел со временем, то Он некогда был несовершен, т. е. не был и Богом. «Если же Он от вечности имеет в Себе эти силы, то безначально и вечно — не одно Существо Его, а вечна и каждая из этих сил». В подтверждение своей мысли он приводит слова святого Максима Исповедника: «бытие, и жизнь, и святость, и могущество суть действия Бога, не со временем приобретенные». Если все тварные существа имеют свои природные действия, то, тем более, Бог, Творец всего, никогда не был без действия и жизни. Он всегда был благим, праведным и премудрым. Его вечная слава сияла еще прежде бытия мира (Ин. 17, 5). Таким образом, в Едином Боге есть Сущность и Ее энергия. Причастность к Богу — это приобщение к Его энергии. В этом смысле следует понимать слова Апостола Петра, что верные должны стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4). Ниже приводятся основные положения учения святителя Григория.
- Между Сущностью и сущностной энергией Бога имеется «богодостойное различие». Они «различаются без расхождения». Сущность существует Сама по Себе, а энергия нет. Сущность — причина энергии. Сущность не допускает причастности к Себе, а энергия допускает причастность к Себе. О Сущности можно говорить только в единственном числе, а об энергии и в единственном, и во множественном числе. Сущность не именуема, а энергия именуется.
- Энергия есть «нетварная и природная благодать и озарение, неисходно выходящие» от Божией Сущности.
- Различая в Боге Сущность и природную энергию, мы не вводим двубожия и не нарушаем Божией простоты, ибо и ум человека, по мнению святого Григория Нисского, никто не назовет сложным только потому, что, кроме своей сущности, он имеет еще различные действия, способности и познания.
- К энергии можно прилагать имя «Божества», т. к. энергия не отделима от Сущности Бога. Один и Тот же Бог пребывает в Своей неприступной Сущности и одновременно всецело Себя сообщает в Своей благодати; Божественные энергии — Сам Бог. Они — особый образ бытия Бога вне Его Сущности.
- Согласно с Преданием — говорить, что Сущность выше энергии (потому что энергия исходит из Сущности, а не Сущность — из энергии).
- Причастность Богу есть причастность Его энергии. «Когда мы говорим, что Божественная Сущность приобщима не в Самой Себе, а в Своих энергиях, мы остаемся в границах благочестия».
- Свет Преображения не сотворен, но есть вечное сияние Божества. «Бог именуется Светом не по Своей Сущности, а по Своей энергии».
Божественный Свет бывает видим чувственным зрением и умом, ибо «когда достойные получают духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством, и умом видят то, что превосходит всякое чувство и ум. Как — это ведает Один Бог и испытывающий такие действия».
Бог есть свет, – говорит возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов (Ин. 1,5).
Бог есть свет, и свет беспредельный, и все, что в Боге, – также есть свет, будучи единым по существу и нераздельно разделяемым по Лицам. Бог Отец – свет, Бог Сын – свет и Дух Святой – свет, три – единый свет, простой, несложный безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный.
Свет этот надо понимать боголепно, не соединяя с ним в уме какого-либо чувственного понятия или телесного образа.
Человек познает всегда действии Божии, а не существо Его. Дело в том, что хотя свет этот от сущности Бога, но познает-то человек, конечно,не сущность, а энергию Божию; и то блистание Божественного света, которое видели апостолы на Фаворе и которое видят все святые, когда им открывает то Бог, было не Богом, а Божественным действием Бога. Ибо “тварь имеет общение с Божественным существом не непосредственно, а через благодать. Однако же свет, видимый святыми, – “не от мира, ни вообще что-либо из мира и не тварь, так как он несозданный и пребывает вне всех тварей, как нетварный среди тварных вещей” (как об этом говорит преподобный Симеон Новый Богослов).