О Святой Четыредесятнице и Великом посте

О Святой Четыредесятнице и Великом посте

Великий пост (или Святая Четыредесятница) состоит из сорока дней, после которых следуют Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, начинающий Страстную седмицу, непосредственно предшествующую Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению, Пасхе. В два обозначенных дня между Четыредесятницей и Страстной седмицей пост не отменяется, но лишь незначительно послабляется,усиливаясь со страстного Великого Понедельника.
“Почему называем ее (Страстную седмицу) великой? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст. – Потому, – отвечает, – что в продолжение ее совершилось для нас великие и неизреченные благодеяния”. Эти слова Святителя без какого-либо искажения смысла можно перенести и на Святую Четыредесятницу, сопоставимо которой Страстная седмица является некоей “финишной прямой”. Страстная седмица непосредственно примыкает к Пасхе,но вся предшествующая ей Четыредесятница – путь навстречу Кресту, путь через Крест к Воскресению. Пост называется великим не по причине длительности, а по исключительному величию празднуемого после него Праздника праздников, приготовлением к которому он и является.
Нередко понятия “Великий пост” и “Святая Четыредесятница” отождествляются, тем самым выделяя Страстную седмицу в качестве особого периода вне Великого поста. “Настольная книга священнослужителя” говорит об этом следующее: “Великий пост состоит из собственного сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы “ради спасительных страстей Христовых”. О том же говорит русский дореволюционный исследователь богослужения и церковного искусства, литургист и магистр богословия Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Григорий Дебольский: “Он (Великий пост) слагается из поста Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы”. Далее, “Настольная книга священнослужителя” сообщает: “В постановлениях апостольских о Великом посте говорится: “Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы), начиная со второго дня (с понедельника) и оканчивая в пятницу, потом начинается святая седмица Пасхи (страданий Христовых), постясь во время ее, все – со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих” (кн.5, гл. 1). Святой Епифаний Кипрский пишет: “Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной седмицы) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении” (Изложение кафолической веры, XXII)”. Изложенное объясняет разделение видовых понятий Четыредесятницы и Страстной седмицы, а также объединение их в родовом понятии Великого поста.
Великий пост – единственный из многодневных постов, который определен в церковных канонах. Из однодневных постов каноны определяют столько среду и пятницу каждой недели как напоминания о событиях, предшествовавших Кресту (в среду Синедрион принял решение о предании Господа Иисуса Христа смерти, в пятницу Он был распят). В “Алфавитной Синтагме” Матфея Властаря сказано: “Собственно узаконен один сорокадневный пост – перед Святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило (69-е святых апостолов) и о них. Впрочем, думаю, что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, то есть в пост святых апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова”.
Седмичные великопостные богослужения существенно отличаются от совершаемых в обычное время. В богослужении преобладает чтение, особые распевы песнопений, на ектениях характерны минорные интонации прошений. С понедельника по четверг первой седмицы на великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается только по субботам (за исключением праздника Благовещения, в честь которого она служится в любой седмичный день), а в воскресные дни – Литургия святителя Василия Великого (за исключением Входа Господня в Иерусалим). В будничные дни – “неполная” Литургия Преждеосвященных Даров, когда все причащаются Дарами, освященными за предшествовавшей воскресной Литургией.
Среди многообразия великопостных текстов неким лейтмотивом звучит молитва преподобного Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”. Данная молитва заключает в себе всю суть поста, его дух. Используя все те богатые средства, предлагаемые нам великопостным богослужением, постараемся понести посильный для каждого подвиг и с радостью встретить Светлое Христово Воскресение, позволяющее нам будучи еще на земле, приобщиться вечной, небесной радости.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники