“Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет Неприступный”.
Кондак на праздник Святого Богоявления
19-го января Святая Церковь вспоминает евангельское событие, когда Господь наш Иисус Христос принял от Иоанна Крестителя обряд очистительного омовения в водах Иордана. Святое Евангелие повествует, что в момент Крещения произошло явление Бога в Троице. Сын Божий, Господь Иисус Христос находился в водах Иордана, и, “отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф., 3:16-17)”. Бог Отец говорил с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить “седящих во тме и сени смертней” (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
История знает 3 названия праздника: самое древнее – Явление (греч. Επιφάνια – “Эпифания”), Просвещение (греч. Φώτως – “Фотос”) и Богоявление (греч. Θεοφάνια – “Теофания”).
В настоящее время часто возникает неправильное понимание славянского перевода праздника, так как смысл названия праздника Крещения Господня не совпадает с названием Таинства Крещения, которое принимают христиане, входящие в Церковь. Иоанн Креститель проповедовал покаяние, и после исповедания грехов он погружал в воды Иордана тех, кто приходил к нему, слушал его проповедь и каялся. Обряд имел символическое значение: омовение символизировало не просто омытие человека от нечистоты, грязи и пыли, но и очищение его души от последствий совершенных грехов.
Согласно толкованию преподобного Иоанна Дамаскина, Господь Иисус Христос крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы “потопить грех и погребсти в воде всего ветхого Адама”, исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и подать Своим будущим последователям образ и пример Крещения.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство христианского апологета Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом перед этим праздником ночном бдении.
Святая Православная Церковь в празднике Крещения Господня утверждает веру в высочайшую, непостижимую для человеческого разума Тайну – Трех Лиц Единого Бога и научает верных чад равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира.
Праздник показывает необходимость Таинства Крещения для верующих во Христа, внушает верующим чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю человеческого естества, зараженного грехом. Церковь учит, что спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и поэтому необходимо достойно хранить благодатные дары святого Крещения, о которых говорит Апостол Павел: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27)”.
В древней Церкви существовал обычай крестить оглашенных в день навечерия Богоявления, поскольку само Таинство Крещения и является духовным просвещением людей.
Во время праздничного богослужения, по заамвонной молитве совершается чинопоследование Великого освящения воды. Освященная богоявленская вода называется “великая агиасма” (с греческого “αγίασμα” — святыня). Сама освященная вода – есть образ благодати Божией, которая очищает всех, с верою ее приемлющих, от духовных скверн и укрепляет в подвиге спасения в Боге.
Богоявленская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Святую богоявленскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила, или тогда, когда верующий чувствует особую необходимость в духовной помощи, с благоговением, как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских!