Страницы истории подворья. Насельники.

Страницы истории подворья. Насельники.

26 марта 1947 скончался иеросхимонах Ефрем (Хробостов Григорий Иванович). Отец Ефрем родился 23 января 1871 г. Из крестьян Костромской губернии. В учебных заведениях не учился. С малых лет имел желание послужить Господу и в возрасте 12 лет (2 июня 1883 г.) тайно от родителей бежал на Валаам. 

«Двенадцати лет убежал он из дома отца в Петербурге сюда на Валаам, – вспоминает архимандрит Афанасий (Нечаев) рассказ своего духовника о. Ефрема. – Начитался книг о монахах и, познакомившись с валаамцами в их часовне в Петербурге, решил уйти в монахи. Сказал отцу. Тот запретил, а при повторной просьбе и побил. Тогда собрал отрок Григорий денег один рубль – стоимость проезда на Валаам – и уехал тайком. Пришел к игумену, просит оставить его в обители: возлюбил отрок горний мир. Но строг устав монастыря – нельзя принимать малолетних. Залился слезами мальчуган: нет, не уйдет он ни за что, а если силою, то он – в воду. Только такая решимость духа создает подвижников. Ходит по монастырю и слышит разговор: „Плотников у нас не хватает на постройку собора”. И вспомнил тут наш бедный отверженник, что и он умеет стругать и рубить. Помчался к игумену. Бух ему в ноги: „Батюшка, отец игумен, я вспомнил, ведь я прекрасный плотник”. Все рассмеялись, но решили все же оставить мальчика на испытание». Духовными руководителями отрока были иеросхимонахи Алексий (Блинов)  и Антипа (Половинкин), ученик преподобного Антипы Афонского, от которого будущий старец Ефрем научился деланию Иисусовой молитвы и, таким образом, стал продолжателем афонской исихастской традиции в Валаамской обители. Послушания Григорий исполнял в слесарной мастерской и в монастырской библиотеке, которой в то время заведовал его старец – о. Антипа.

По рассказам самого о. Ефрема, «отец искал его полтора года, нашел. Сын успел зарекомендовать себя, и сами монахи упросили отца оставить отрока Григория в обители. И отец его согласился» .

Проходил послушания в слесарной и резной мастерских, при монастырской библиотеке.

Согласно ходатайства Обер-Прокурора Св. Синода и по резолюции Петроградского митрополита Исидора посвящен в стихарь архиепископом Варшавским Леонтием при священнослужении в Александро-Невской лавре 7 апреля 1891 г. с назначением псаломщиком в Абиссинскую Духовную миссию, о чем указ Петроградской Духовной Консистории за №1232 последовал 13 апреля 1891 г. Отправился в названную миссию 4 мая 1891 г. Из миссии возвратился в монастырь 26 сентября 1891 г.

Зачислен в послушники Валаамского монастыря 28 декабря 1894 г., пострижен в монашество 18 марта 1895 г. с именем Георгий. Рукоположен во иеродиакона 27 июля 1897 г., посвящен во иеромонаха 28 июня 1899 г.

Монах Иувиан (Красноперов) вспоминает: «Сразу же по принятии благодати священства иеромонах Георгий проявил исключительно редкое усердие и любовь к наиболее частому и усердному священнослужению, всегда совершаемому им с глубоким молитвенным подъемом и сопровождаемому усердным поминовением усопших, имена которых он поминал всегда в великом множестве и притом неопустительно, за каждой Божественной литургией, совершаемой им». Такое ревностное отношение старца Ефрема к богослужению найдет потом свое выражение в подвиге ежедневного служения им Литургии.

С 1901 г. в течение трех лет был на подворье в Москве.

Был в командировке на флоте в летнем плавании в 1904 г. на учебном судне «Европа» для священнослужения и треб. Награжден набедренником 7 мая 1905 г. Служил  в Салминском и Шустаймском приходах в Финляндии.

По резолюции Его Высокопреосвященства митрополита Петроградского Антония от 5 ноября 1907 г. за №9910, изложенной в указе Петроградской Духовной Консистории за №7669, разрешено исполнять требы и службы в церкви Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, что в г. Петрограде на 2-ой Рождественской улице.  Согласно резолюции Его Высокопреосвященства, изложенной в указе ФДК за №1656 разрешено иеромонаху Георгию принять и возложить на себя золотой наперсный крест, поднесенный ему прихожанами Мирликийского храма и почитателями в благодарность за его примерное благоговейное служение и добрую отзывчивость на все их нужды, как выражено в адресе и на оборотной стороне поднесенного креста 18 апреля 1909 г.

По представлению Великого Князя Михаила Александровича, Августейшего ктитора Мирликийского храма, за ревностное исполнение пастырских обязанностей, награжден золотым наперсным крестом от Св. Синода.

В виду назначения к названной церкви другого священника резолюцией Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Финляндского и Выборгского, от 9 января 1911 г. за №53 возвратился на Валаам.

Согласно постановления Совета Православного Палестинского Общества и ходатайства председателя Совета Митрополитом Петроградским и Ладожским преподано благословение вновь совершать богослужения в Мирликийской церкви в г. Петрограде.

2 марта 1914 г. отчислен по собственному прошению из этого храма и вернулся на Валаам. Поселился в скиту Смоленской Божией Матери, где ежедневно служил литургию и поминал погибших на поле брани, когда началась Первая мировая война.

Ко дню рождения Государя Императора (6 мая 1915 г.) сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени. Часто находился в ставке Верховного главнокомандующего Русской армией Великого князя Николая Николаевича в качестве личного духовника, куда был приглашен еще во время службы на Московском подворье. По словам самого о. Георгия, «он сделался духовником Великого князя и других князей через то, что отец его служил в конюшенном ведомстве в Питере, и потому ему был доступ во дворец через отца. Так узнали его там, и стал он со временем духовником многих лиц царской фамилии». 

11 мая 1915 г. последовало Высочайшее Государя Императора соизволение на принятие и ношение иеромонаху Георгию золотого наперсного креста, украшенного драгоценными камнями, поднесенного ему Великими Князьями Николаем Николаевичем и Петром Николаевичем и Великими Княгинями Анастасией Николаевной и Милицей Николаевной.

В конце июня 1914 г. Великий князь с семьей в сопровождении о. Георгия побывал на Валааме во время приезда туда архиепископа Сергия (Страгородского) и выразил желание построить Смоленский скит, где читали бы Неусыпаемую Псалтирь с поминовением воинов, павших за веру, царя и Отечество на поле брани Первой мировой войны. Освящение скита первоначально предполагалось во имя Валаамской иконы Божией Матери. Строительство храма в 1915-1917 гг. производилось по проекту Великого князя Петра Николаевича в стиле древних псковских и новгородских храмов. 24 июня 1917 г. архиепископ Сергий освятил его во имя Смоленской иконы Божией Матери, так как Валаамская икона не была еще общецерковно прославена.

23 февраля 1919 г. пострижен в схиму с именем Ефрем. В 1925 г., 19 октября, Финляндским Церковным Управлением назначен временно исполняющим обязанности духовника Валаамского монастыря. Согласно распоряжению Церковного Управления от 8 февраля 1927 г. за №216 избран на эту должность большинством голосов братии 4 марта 1927 г. Резолюцией Его Высокопреосвященства утвержден в должности духовника Валаамского монастыря 24 марта 1927 г.

Скончался 26 марта 1947 г. в Ново-Валаамском монастыре. Как сообщают нам архивные источники, в момент его смерти в монастырском храме закончилось богослужение, совершаемое в воспоминание стояния преподобной Марии Египетской.

Отпевание и погребение почившего старца было совершено в субботу 29 марта и совпало в 1947 г. с празднованием Похвалы Божией Матери. Архивариус монах Иувиан (Красноперов) по этому поводу оставил запись: «Достойно примечания то замечательное обстоятельство в жизни почившего отца Ефрема, что он за всю свою многолетнюю жизнь в обители, в течение 64-летнего пребывания в ней, всегда с редким усердием, любовью и горячим упованием молился Божией Матери, с чисто детской простотой и слезным умилением прибегал к Царице Небесной. Теперь это знаменательное совпадение его отпевания и погребения с днем празднования Похвалы Божией Матери смиренно позволяют нам питать светлую уверенность в том, что он и за гробом не будет лишен милости и предстательства Усердной Заступницы рода христианского».

Интересно отметить, что сам о. Ефрем ещё на Старом Валааме приготовил себе могилу рядом со Смоленской церковью любимого им скита и говорил приходившим к нему: «Это мое последнее место покоя». Однако, иначе судил Господь: старец был погребен на кладбище Ново-Валаамской обители.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники